Невыдуманные истории 2

Ключ к заговорённому кладу

Случалось, ли вам испытывать кладоискательскую лихорадку? Говорят, это сродни игре в рулетку, — очень затягивает. … Много кладов хранит еще земля, старые ветхие строения. Спасая свое добро от набегов разбойников и лихих людей, крестьяне, купцы, мещане в «захоронках» пытались спасти то ценное, чем обладали, — деньги и украшения. А потом проходило время, владельцы кладов либо погибали от недобрых людей, либо умирали, не успев открыть свою тайну. И земля скрывала и скрывает эту «начинку» до поры до времени.

Золото… костями огорожено

История поиска кладов часто полна трагизма и всегда окрашена таинственностью. Почему? Да потому, что, согласно народным поверьям, идущим от языческих времен, это не просто спрятанные деньги: каждый клад — символ жизненной энергии, изобилия, удачи и счастья. Сокровища — воплощение магической силы его владельца. Утратив клад, владелец лишался не только магической силы и поддержки, но даже — жизни! Овладеть кладом значило соответственно овладеть чужими силой, удачей и счастьем и умножить собственные силы. Чтобы этого не случилось, владелец накладывал на свой клад заклятие. И тогда клад становился как бы одушевленным, начинал жить своей тайной, «зачарованной» жизнью. Он, по поверьям, мог выходить погреться на солнце, «отводить глаза», гореть по ночам синим светом (свечой), стращать, стонать и плакать, появляться в виде людей и животных, уходить в землю. История донесла до нас рассказы о том, какие чудеса могут твориться в местах захоронок заговоренных кладов. Чаще всего на месте захоронки людям являются огонь или животные (звери, птицы), реже — видения людей. Причем цвет видения соответствует цвету спрятанного металла: если он белый или седой, то в кладе лежит серебро, если красный, рыжий, желтый или золотой, то — золото.

Возникновение над кладом огней означало, что заговаривание клада сопровождалось возжиганием жертвенного огня. Облик призрачного животного, появлявшегося над кладом, совпадал с тем, которое было принесено в жертву языческим богам при захоронении клада. Если же это были человеческие жертвоприношения, то возле клада появлялись, соответственно, призраки людей. Но самая жуть ситуации заключалась в том, что «отворить» такие клады можно было, только снова повторив убийства тех же видов животных или… соответствующих людей (мужчин или женщин, взрослых или детей). При замуровывании клада произносился заговор. После этого, по мнению колдунов, он был непобедим никакими силами и становился вовек нерушимым. (Впрочем, в народе сложилась вера, что клады легко даются в руки людям некорыстным, готовым поделиться с ближними.) Главными элементами заговора служили ограда, замок и ключ. Они могли быть как словесными, так и вещественными (то есть натуральные ограды, замки и ключи, часто обнаруживаемые в кладах). Там же находят острые железные предметы: ножи, серпы, мечи, косы и т.д. Они также призваны были ограждать сокровище от чужаков. Но на науку укрыть клад была и наука, как взять его. Позднее, в христианские времена, было широко распространено поверье, что хранителями кладов являются бесы. Поэтому кладоискательство всегда сопряжено с очень большим риском: нечистая сила пускается во все тяжкие и способна довести искателя до смерти. Зачарованные клады стерегут один или несколько духов, призванных на помощь при заклятии владельцем клада. В сочетании с колдовской оградой вокруг они создают почти непреодолимую преграду для поисковиков. В одной из быличек так описывается явление магической ограды вокруг клада: «Вот и покажись мне, братец ты мой: стоит на косогоре сундук, как раз на ручье самом, окован железом весь, около аршина шириной и аршина полтора в длину; весь обтыкан по сторонам костями, большущими костями, не знаю — чьими. Так вот и торчат по бокам-то. Поиспугался я тут, да ничего, мороз по коже подирает, а смотрю. Вдруг покажись мне тут свиное рыло; оскалила зубы эта свинья и смотрит на меня, изо рта вода. Оторопь взяла меня тут, сам не свой сделался, волосы дыбом на голове; взглянул на рыло-то ей, да что есть прыти — домой. Прибегаю — на мне лица нет. Что, спрашивают, с тобой? Я в слезы. Едва-едва успокоился и рассказал, в чем дело. На другой день ходили с крестным оба осматривать то место, но и места-то уж не нашли, ничего похожего даже нет». Поскольку заговоренные клады охранялись нечистыми духами, то при их поисках очень желательно было присутствие священника. История донесла до нас сведения о том, как священник Симбирской губернии Буиновского уезда вынужден был даже бежать от клада, будучи напуган охранявшей его нечистой силой. А дело было так. В 1752 году этот самый священник из с.Помаево, Кирилл Михайлов, решил непременно добыть клад, зарытый в овраге между Помаевом и деревней Атяшкиной. Вооружившись крестом и Евангелием, священник начал копать. Но трудился он недолго: страшные видения так напугали его, что он бежал сломя голову, кинув около клада и крест, и Евангелие… Зачарованные клады, говорят в народе, имеют свойство, когда их возьмут в карман, превращаться то в черепки, то в навоз. Смеется над человеком нечистая сила… В одном месте был такой случай. Раз свекор со свекровью уехали в город, остались дома только две снохи. Одна и говорит другой: «А что бы нам явился сейчас клад?» А другая говорит: «Что ты, дура, ишшо явится, да так страшно, что насрать и на клад-от!» Только она это проговорила, а в окошко и пихают гроб. Сначала напугались они, закричали, а потом опомнились. Та сноха, что говорила «хоть бы нам явился клад», прочитала молитву, и из гроба посыпался лошадиный навоз. Взяла она его и вывалила на двор. Приехали вечером свекор со свекровью. Стал свекор на дворе распрягать лошадь, под ногами у него что-то и зазвенело. Велел он снохам принести на двор огня. Тут и увидали на дворе кучу золота. Взял он золото и говорит: «Вот теперь и дом построим». А снохи в спор — и нам, говорят, давай: клад-то нам явился. Дал им понемногу. Положили они в свои сундуки, а когда потом через несколько времени посмотрели на свои деньги, у той, которая непочтительно говорила о кладе, оказалось не золото, а лошадиный навоз.                                                     Екатерина КАРПОВА

А на кладбище всё спокойно?..

У всех больших и малых городов есть своя тайная, мистическая, страшная история. И в каждом городе есть ее летописцы. О некоторых историях, связанных с питерскими кладбищами, рассказывает наш автор, житель Санкт-Петербурга Александр Потапов. Ну а верить ли в них? Это право читателя. Малоохтинское кладбище — последнее пристанище колдунов, алхимиков и самоубийц — издавна славилось дурной репутацией. Очевидцы утверждают, что здесь в белые ночи над могилами иногда можно увидеть медленно перемещающееся зеленоватое свечение. Многие в такую пору созерцали невесть откуда взявшийся молочно-белый туман, словно покрывалом окутывающий высокую траву, а в воздухе явственно ощущали запах ладана. Но, как оказалось, происходят тут и более таинственные, а порой даже страшные вещи.
Эту историю я услышал от своего соседа по больничной палате, перенесшего инфаркт миокарда. И тогда же обещал никому ее не рассказывать. Но недавно узнал, что мой товарищ по несчастью шагнул с балкона 12-го этажа в объятия вечности. Теперь мое обещание утратило силу, и я могу поделиться рассказом о необычайных событиях, случившихся с ним.

Заточенный в могиле

«В 1992 году на нашем заводе прошло сокращение штатов, и мы с приятелем Максимом оказались «за бортом». Найти работу в 48 лет трудно. Больше трех месяцев мы безрезультатно обивали пороги государственных предприятий и частных контор. И вот тогда-то и пришла в голову идея заняться довольно необычным делом. Мы решили попробовать искать ценности в старых заброшенных могилах. Вначале, конечно, было страшновато, но потом привыкли и опасались только того, что может застукать милиция. Работенка оказалась довольно прибыльной: найденные серьги, броши, кольца и все такое мы сдавали в ломбард или антикварный магазин.
Последнее время чаще всего промышляли на Малоохтинском кладбище. Насмотрелись здесь всякого. Несколько раз в тихие лунные ночи видели призраков, а однажды над могилами передвигались какие-то зеленые огни. Дважды наталкивались на шабаш сатанистов, наблюдали за их выходками из-за деревьев. Там же, на Малоохтинском, мы случайно познакомились с профессиональным кладоискателем. Его звали Алексеем. Он предложил нам работать вместе.
— Я сделал специальное устройство, — рассказал Алексей, — которое может показать, есть ли в гробу ценности, чтобы не раскапывать могилу зря. Осечек не будет, обещаю.
Мы, конечно, согласились… На месте Алексей достал из портфеля свой приборчик, вроде коробки из-под торта, привинтил к нему металлический щуп, изогнутый в форме хоккейной клюшки, и стал водить им над могилой. Агрегат тихо попискивал. Алексей перешел к следующей могиле — тот же результат. Только над пятым холмиком прибор застрекотал, как цикада.
— Копать нужно здесь, — сказал умелец.
Мы с Максимом быстро раскидали землю, добрались до гроба и туристским топориком сдвинули крышку в сторону. Посветили фонариком, а там кости, истлевшее платье и на нем поблескивает колье. Еще нашли перстень с голубым камнем и тяжелое золотое кольцо. Алексей взял себе только перстень.
После этого наша работа пошла как по маслу. С компаньоном и его устройством проколов практически не было. Мы почти всегда возвращались с богатым «урожаем». Львиная доля добычи доставалась нам с Максимом. Алексей брал, как правило, какие-то безделушки: перстень с иероглифами, простые серьги или серебряное кольцо. Нам такая щедрость была непонятна. Однажды мы его спросили, зачем ему это барахло, какой интерес во всем этом участвовать. Не вдаваясь в подробности, Алексей объяснил, что занимается черной магией, а предметы нужны ему для работы.
Дело хозяйское, мы больше никогда не лезли с расспросами.
В одну из ходок на Малоохтинское Алексей повел нас к могиле, на которой стоял небольшой гранитный обелиск. Сначала, как всегда, он «ощупал» ее прибором, который знакомо застрекотал, а потом стал шептать какое-то заклятие. Мы ждали. Луна тем временем ушла за тучи, и наступила какая-то космическая темнота — хоть глаз выколи.
— Все, — сказал Алексей, — можно копать.
При свете фонариков мы дружно взялись за лопаты и довольно быстро добрались до гроба. Максим отработанным движением подцепил крышку и откинул ее.
Внезапно раздался оглушительный вой и какая-то неведомая сила выбросила всех нас троих из ямы. Я сильно ударился ребрами о камень. Вокруг все грохотало и ревело, как будто в эпицентре гигантского смерча. Еще чуть-чуть — и у меня бы лопнули барабанные перепонки. Но также внезапно все стихло.

Я лежал на земле и с ужасом ожидал, что будет дальше. Все было тихо. Попробовал подняться — не тут-то было. Кто-то невидимый, но холодный и живой буквально вплющил меня в грунт. От ужаса и боли я потерял сознание, очнулся только ранним утром.
Мои товарищи лежали на земле в совершенно неестественных позах метрах в пяти от меня. На четвереньках я подполз к Максиму и оцепенел: голова его была почти оторвана от туловища. Глаза его были широко раскрыты и полны, как мне показалось, нечеловеческого страдания. Алексей тоже был мертв, у него была свернута шея.
Не помня себя и не чуя ног, я рванул оттуда. Очнулся только дома. Жена сказала, что я тогда был в невменяемом состоянии. После этого случая на месяц попал в психушку. Вышел оттуда — сразу инфаркт. Почти перестал спать, такое впечатление, что кто-то поселился во мне и меня ждут в аду. Я не могу больше сопротивляться, совсем отчаялся».
После этой истории я и стал собирать информацию о Малоохтинском кладбище, расположенном недалеко от Новочеркасского проспекта, в глубине жилого квартала. Действительно, оно всегда пользовалось дурной славой. Основано было то ли в 1740-м, то ли в 1760 году. Доподлинно известно только то, что это место — самое старое старообрядческое кладбище в Петербурге. Захоронения на нем были прекращены в 1946 году, и оно закрылось. На «Малоохтинском раскольничьем кладбище», как оно значилось в дореволюционных документах, хоронили не только добропорядочных граждан.
Здесь покоятся также колдуны, ведьмы, алхимики и самоубийцы. Уже более двухсот лет на кладбище устраивают свои сборища сатанисты. Среди могил по сей день встречаются надгробия со следами крови и рисунками: пятиконечные звезды с наложенными на них крестами.
Жители близлежащих домов рассказывают, что зимой 1995 года оборотень растерзал там в клочья шесть дворовых собак и с десяток кошек. Позже на могиле известного в прошлом купца первой гильдии и колдуна Скрябина у черного мраморного обелиска обнаружили отрубленный человеческий палец! К слову, среди специалистов, занимающихся черной магией, ходит поверье, что семейное захоронение Скрябиных способствует исцелению самых ужасных болезней. Для этого нужно в ночь на Ивана Купала прийти к могиле, встать на колени и трижды прочитать молитву «Отче наш». Говорят, несколько человек, проделавших эту сомнительную процедуру, клятвенно заверяют, что избавились от онкологических заболеваний. Чем черт не шутит!

Гробокопатель

Еще одно из самых мистических и загадочных мест Санкт-Петербурга — Александро-Невская лавра. Воздвигнутая в начале XVIII века на остатках древнего языческого святилища, она всегда была покрыта завесой таинственности. Опасно находиться в лавре в белые ночи. Здесь можно встретиться с представителями самых мрачных обиталищ потустороннего мира и… погибнуть!
Утверждают, что человек способен поделиться самым сокровенным со случайным знакомым, твердо зная, что больше никогда с ним не увидится. Этим же, наверное, руководствовался и мой попутчик по купе. Вот его рассказ о событиях, связанных с лаврой.
«Это произошло во время праздника «Алые паруса» несколько лет назад. После выпускного бала мы с другом Лешкой взялись проводить домой наших одноклассниц, сестер-близняшек Машу и Лену.
Жили они на улице Александра Невского, почти на углу с Невским проспектом. Выполнив долг джентльменов, мы решили продолжить празднование «эпохального события». У меня с собой была бутылка портвейна. Но где выпить — вопрос: рядом ведь гостиница «Москва», а около нее полно блюстителей порядка. Не дай бог, застанут: в то время последствия могли быть серьезными.
И тут Лешка говорит: «Пойдем на кладбище, там и залудим по стакану. Или слабо?» При такой постановке вопроса я не мог отказаться, и мы немедленно направились туда. Белая ночь из-за туч была на удивление темной и тихой. На кладбище ни души, только могильные кресты и надгробия.
Мне стало не по себе, но, чтобы не показать этого, я достал бутылку и срезал полиэтиленовую пробку с горлышка. Лешка деловито взял флакон, поставил большой палец на середину, четко отмерив свою долю, и стал пить. Внезапно по крестам скользнул свет фонаря. Мы невольно спрятались за дерево. Лешка, ткнув меня рукой в бок, прошептал: «Может, милиция?» Но он ошибся.


По тропинке среди могил прямо на нас шел человек в длинном темном плаще. В руках у него был большой сверток. Метрах в пятнадцати он остановился и размотал сверток. Там оказались лопата и ломик-фомка. Мы с Лешкой затаились и стали смотреть, что будет дальше. Мужик тем временем с усердием принялся раскапывать могилу. Вот тут все и случилось. Из воздуха в нескольких метрах от нас возник человек в грязных лохмотьях с лопатой в руках. Он двигался в сторону гробокопателя. Мы хорошо видели его сзади. Ростом он был под метр восемьдесят. Казалось, что он парит над самой землей, не касаясь ее. Он двигался бесшумно, шатаясь из стороны в сторону. Гробокопатель, не замечая ничего подозрительного, продолжал усердно орудовать лопатой. И лишь когда тип в лохмотьях почти вплотную «подплыл» к разрытой могиле, мародер застыл как изваяние.
Эта немая сцена продолжалась несколько минут. Потом привидение что-то сказало гробокопателю. Он отчаянно замотал головой и отшатнулся назад. Призрак снова приблизился к нему и повторил просьбу. Гробокопатель схватил фомку и что было сил метнул ее в голову просителя. Не встретив никакого сопротивления, лом ударился об дерево.
Призрак, как ни странно, не стал затевать драку, а, широко раскинув руки, «поплыл» на обидчика. Тот завизжал как резаный и вдруг смолк — они слились воедино. Между мертвым и живым происходила какая-то борьба, а потом они сгинули — провалились под землю.
От накатившего на нас ужаса мы не могли двинуться с места. Первым пришел в себя Лешка. Он, ничего не говоря, ломанул через могилы с кладбища, и я помчался за ним в сторону метро. Лешка после этого несколько дней вообще не разговаривал, а потом мы средь бела дня набрались храбрости и пошли на то место. Ночной кошмар нам не привиделся: кора на дереве была содрана, а в траве у корней валялась фомка гробокопателя».
Надо сказать, что среди коренных петербуржцев бытует немало легенд и поверий, связанных с лаврой. Рассказывают, что в белую ночь здесь можно столкнуться с призраком, которого окрестили «пьяным могильщиком». Раскачиваясь, словно крепко набравшийся человек, он бродит в грязной хламиде от одной могилы к другой. Если на его пути встречается запоздалый прохожий, он просит угостить его водкой. Не дай бог, у несчастного не окажется спиртного: привидение тогда разрубает его лопатой пополам!

Почему на кладбище нужно вести себя осторожно

Кладбище. Последнее пристанище человека. Это место во все времена было окутано разными тайнами, загадками, а порой и домыслами. Люди всегда приписывали кладбищу мистические события. Кто-то умудрялся заметить на погосте души умерших, кто-то слышал странные звуки и в принципе опровергать этого не стоит, ведь это место действительно таит в себе много загадок, потому как связано с загробным миром напрямую. А ко всему, что окутано тайной, необходимо относится с особой осторожностью.


На кладбище действительно пребывает очень много душ умерших людей. Не каждый похороненный покойник в один момент времени, но много, а значит необходимо, находясь на кладбище, проявлять уважение.
• Никогда не стоит разговаривать на кладбище слишком громко. Лучше в пол голоса или вообще шепотом, чтобы не нарушить покой усопших.
• Категорически запрещается на кладбище распивать спиртные напитки как это любят делать в нашей стране. Нужно искоренять это непотребное наследие советского прошлого.
• Кладбище — это не место для застолий. Не нужно устраивать на погосте трапезу, то есть употреблять пищу. Поесть вы всегда сможете дома, поэтому не следует нести с собой на кладбище еду, если только вы не хотите оставить ее на могилке в качестве помина по усопшему.
• Не допускается на кладбище нецензурная брать. Лучше вообще исключить мат из своего словарного запаса, но если не получается, хотя бы на кладбище потерпите. Матюками можно оскорбить умерших, а они по голове за это вряд ли погладят.
В заключение хотелось бы сказать, что кладбище является территорией мертвых, их домом. Поэтому следует себя вести как в гостях и гостем быть добропорядочным.

Проданная душа

Говорят, что еще на одном питерском кладбище — Никольском, в начале 70-х годов жил монах Прокопий. Он якшался с нечистой силой и лечил страждущих снадобьями, приготовленными из порошка костей покойников да еще смешанными с какой-то мерзостью. Однажды, как утверждают близко знавшие знахаря, к нему явился дьявол и предложил сделку — эликсир бессмертия в обмен на душу монаха. Искушение было слишком велико для смертного, и Прокопий скрепил свой договор подписью.
По соглашению, служитель культа должен был в ночь на Пасху привязать грешницу к кресту, выколоть ей глаза, отрезать язык, а стекающей кровью наполнить церковный кубок. Все это он и проделал с девицей легкого поведения, которую, не особо утруждаясь, подцепил у гостиницы «Москва». Вслед за этим Прокопию нужно было 666 раз проклясть Всевышнего и до восхода небесного светила осушить чашу с кровью. Но монах не успел — оранжевым светом вспыхнули лучи солнца. И смердящий труп знахаря, усеянный мириадами мелких копошащихся червей, обнаружили около чудовищно обезображенного тела путаны. Очевидцы клянутся, что правая нога старца стала кошачьей.
После этого на кладбище стали встречать большого черного кота с седым подшерстком на нижней челюсти. Были случаи, когда он набрасывался на людей и пытался перегрызть горло ошарашенному от неожиданности человеку…

Страшные призраки поджидают людей в покинутых домах

Говорят, что заброшенный дом умирает. Это не так. В покинутых жилищах начинается другая жизнь и иные жильцы бродят в сумраке пустых комнат и коридоров. И тот, кому довелось стать случайным свидетелем существования этой жизни, не может без страха и содрогания вспоминать об увиденном.

Черный человек

На Петроградской стороне Петербурга бывший доходный дом Гольца известен хорошо. Построенный в 1913 году, он серой громадой возвышается на набережной Карповки, привлекая внимание готическим стилем архитектуры.
В 1990 году Ленгорисполкомом было принято решение о капитальном ремонте здания с последующей передачей его в ведение хозяйственного отдела исполкома. После расселения коммуналок в доме Гольца забили досками парадные и окна первого этажа.
Местный кладоискатель Федя Матросов по прозвищу Копала первым из своих коллег узнал благую весть о новой «капиталке». Городские кладоискатели, чье ремесло заключается в охоте за спрятанными ценностями в домах дореволюционной постройки, люди скрытные и осторожные. В их среде известие о постановке старинного дома на капитальный ремонт принято скрывать друг от друга, поскольку тот, кто первым успеет обследовать пустующее здание, имеет наибольшие шансы обнаружить тайник.
Что же касается дома на Карповке, то в кругу поисковиков он давно уже слыл одним из перспективных объектов. Многие считали, что в его квартирах возможно отыскать немало интересных вещей.
Авторитетный поисковик по прозвищу Туша уверенно заявлял: «У Гольца всякая рвань углов не снимала.
Жили господа состоятельные: ювелир Раппопорт, часовщик Пейсман, купец Боровой, заводчик Юханов.
Им таки было что в революцию прятать». Поэтому как только Копала узнал о «капиталке», он немедля отправился на Петроградскую сторону и… домой не вернулся. Отыскался Матросов через неделю в одной из городских больниц. Из-за многочисленных травм, полученных при падении с высоты, его состояние было довольно тяжелым. Прошел без малого год, прежде чем кладоискатель выписался из больницы и смог рассказать о том, что случилось с ним в стенах старинного дома.
— В тот день на набережной Карповки я появился около девяти часов вечера, — вспоминал он, сидя в инвалидной коляске. — Осмотрелся и осторожно проник в дом. Обследование решил начать с квартир второго этажа. Настроил металлоискатель и приступил к поиску.
В одной из комнат наткнулся на «лежбище» бомжей: старый матрац, рваные одеяла и другой хлам. Тут же валялись несколько непочатых бутылок водки и сумка с едой. По всему было видно, что «лежбище» пустует, причем создалось впечатление, что бомжи были кем-то спугнуты и спешно бежали, бросив все свое барахло. Меня это не насторожило, хотя и показалось странным.
Квартиры второго этажа оказались «пустыми». Датчик металлоискателя ни разу не среагировал на подозрительное наличие металла в тех местах, где во время революции состоятельные петербуржцы обычно устраивали тайники.
На следующий этаж я поднялся, когда на улице стало уже совершенно темно, но поскольку ночь выдалась лунной и на набережной ярко горели фонари, в доме стоял полумрак, вполне достаточный для продолжения поисков. Прежде чем приступать к работе, остановился на площадке перекурить. Глянул на часы. Они показывали полночь. И тут в подъезде отчетливо хлопнула входная дверь. От неожиданности у меня из рук выпала зажигалка и поскакала вниз по ступеням.
На лестнице послышались шаги. Кто-то не таясь поднимался наверх. По тяжелой, уверенной поступи было ясно, что это не кладоискатель и не бомж. Я осторожно заглянул в пролет. Темная фигура была уже на уровне второго этажа. Когда она поравнялась с окном, сквозь которое ярко светила луна, бросая на противоположную стену изломанные тени от оконного переплета и перил, то на стене не промелькнуло ее силуэта. Фигура не отбрасывала тени!
Мне стало не по себе. Стараясь не шуметь, я заскочил в ближайшую квартиру и начал отступать в глубь коридора — туда, где, по моим предположениям, должна быть дверь черного хода.
Звук шагов оборвался на площадке третьего этажа, словно тот, кто находился на лестнице, остановился, раздумывая, в какую сторону ему двигаться дальше. Я замер за выступом стены, чувствуя, как от страха все тело покрывается холодной испариной. Наступила мертвая тишина. На набережной послышался гул запоздалой машины, и вновь стало тихо.
Сколько так продолжалось? Десять минут, час? Я не знаю. На какое-то мгновение мне показалось, что полуночный пришелец — всего лишь плод моего воображения. Но в ту же секунду в дверном проеме показалась темная фигура и уверенно двинулась в мою сторону.
Нервы не выдержали, и я побежал. Коридор казался бесконечным (в питерских коммуналках встречаются такие невероятно длинные коридоры). Сзади раздавалась размеренная поступь преследователя.
Поддавшись панике, я проскочил черный ход и сам себя загнал в ловушку: коридор заканчивался тупиком. Точнее, узкой комнатой с распахнутым окном. На комнатной двери заметил накладной французский замок. Быстро захлопнул дверь и нажал «собачку». Замок сработал. Вовремя! Тяжелые шаги замерли перед закрытой дверью. Выглянул в окно: расстояние до земли было внушительным.
Внезапно щель под дверью потемнела, и эта чернота постепенно начала обретать очертания… человеческого силуэта. Ночной преследователь проник в закрытое помещение! Я вскочил на подоконник и, не раздумывая, прыгнул с третьего этажа. Приземлился неудачно: ударился головой и потерял сознание.
Утром на меня наткнулись бомжи. Пользуясь моим беспомощным состоянием, они украли металлоискатель и рюкзак с инструментом. Днем появилась какая-то строительная комиссия. Строители решили, что я забулдыга и долго не вызывали скорую помощь. Наконец прибыла бригада врачей, меня увезли в больницу, — закончил свой печальный рассказ Федя Матросов и покатил на коляске к Московскому вокзалу: просить подаяние.
То, что произошло с кладоискателем в доме Гольца, возможно объяснить. Вот мнение известного петербургского исследователя аномальных явлений Андрона Фридмана:
— Поиск кладов — дело не только сложное, но и опасное. Особенно когда ищут заклятые клады, не подозревая об этом. Ведь многие из тех, кто их прятал, больше полагались не на тайник, а на силу колдовства. Опытный кладоискатель всегда принимает необходимые меры предосторожности, поскольку заклятие, охраняющее клад, представляет для непосвященного большую угрозу.
Однако могло быть и другое. Черный человек! У Есенина есть поэма, в которой упоминается черный полуночный гость поэта. Это не поэтический образ, а одно из последних упоминаний об этом выходце с того света. А впервые о Черном человеке в Петербурге заговорили в начале XIX века. Его появление связывают с именем актера Императорского театра Танеева, якобы продавшего душу дьяволу. Когда пришло время платы за сделку, Танеев решил бежать из России, но сумел добраться только до
Московской заставы города, где погиб при весьма загадочных обстоятельствах. Очевидцы свидетельствуют, что карета актера вдруг окуталась смрадным дымом, вспыхнула и сгорела дотла в считанные мгновения. Отчего коляску охватил огонь, осталось тайной. Самого Танеева, даже его обгоревших костей, тоже не обнаружили. Но с тех пор по ночам в городе стали встречать Черного человека — страшную тень несчастного актера, сожженного адским пламенем. Иногда такие встречи заканчивались для живых ужасной смертью. Словом, нельзя исключать того, что кладоискатель Матросов встретился именно с этим петербургским кошмаром.

Дом на болоте

Тихвинский район Ленинградской области слывет медвежьим углом. Места здесь глухие и малонаселенные, что делает их привлекательными для охотников и рыболовов. Осенью прошлого года сюда приехал поохотиться ведущий инженер завода «Электросила» Яков Айземан. Остановился он у своего знакомого в деревне Воложба.
Утром Айземан ушел в лес и заблудился. Последнее обстоятельство его не испугало, но немало огорчило, поскольку инженер считал себя изрядным следопытом и хорошим знатоком тихвинских лесов. Весь день он бродил по совершенно незнакомым местам, а ближе к вечеру вышел на едва приметную лесную дорогу. «Куда-нибудь да приведет», — решил Айземан и двинулся по ней. Дорога вывела его к заброшенному хутору на краю большого болота.

Судя по всему, хутор был покинут довольно давно. Айземан поднялся на крыльцо и толкнул входную дверь избы. Она со скрипом отворилась. Внутри дома ничего примечательного не было, кроме следов чьей-то давней ночевки: нескольких пустых консервных банок, бутылки из-под водки и охапки дров,
брошенной возле лежанки.
Быстро темнело. С болота клочьями наползал белесый туман и тянуло промозглой сыростью. «Переночую в доме, а утром выясню, куда меня черт занес», — решил Айземан и начал устраиваться на ночлег.
Глубокой ночью он внезапно проснулся, почувствовав сквозь сон, как кто-то шаркающей походкой прошел рядом с ним. В первые мгновения инженер лежал неподвижно, но затем испуганно приподнялся на своем ложе. В кромешной темноте ничего не было видно, но Айземан чутко уловил в избе чье-то присутствие и с ужасом понял, что тот, кого скрывает мрак, смертельно опасен. Он торопливо щелкнул зажигалкой. Колеблющийся язычок пламени выхватил из темноты угол лежанки и стоящую в нескольких шагах от него сутулую фигуру старухи.
Айземан от неожиданности вскрикнул. Старуха медленно, словно незрячая, подалась в его сторону, растопырив обе руки. По избе потек сладковатый запах разложения, и Айземан ясно увидел, что к нему приближается… труп!
В отчаянии он швырнул в покойницу зажигалкой «Нева», еще советского производства, здоровенной и увесистой, будто кресало. Она тяжело ударила старую в гнилой лоб и, отскочив, мгновенно потухла. В темноте раздался вопль. Айземан бросился в сени. Страх придал ему силы, и он, одним рывком вырвав из закрытой входной двери крюк вместе с пробоем, выскочил на крыльцо.
Остаток ночи он бежал по каким-то зыбким кочкам, то и дело проваливаясь в торфяную жижу. На рассвете почувствовал под ногами твердую почву и обессиленно рухнул. Отдышавшись, осмотрелся и понял, что находится недалеко от Воложбы.
Когда Айземан появился в деревне, то вызвал переполох среди местных жителей — настолько диким был его внешний вид. Однако все, что он рассказал, ничуть не удивило деревенских, поскольку о хуторе на болоте уже давно шла нехорошая молва.
До войны там жила одинокая старуха по прозвищу Корениха. Сколько ей лет и чем она занимается — толком не знал никто. Поговаривали, правда, что старуха — ведьма и хранит в своем доме старинную книгу по колдовству. Однажды даже видели, как Корениха бродила по деревенскому погосту, соскабливая мох с крестов на заброшенных могилах и собирая в кошелку кладбищенскую траву — мокрый вьюнец.
Старуху боялись и обходили ее хутор стороной.
В 1941 году во время боев на тихвинском направлении в район деревни Воложба вышла немецкая пехотная часть. Хутор, где окопались наши передовые посты, немцы обстреляли огнем артиллерии.
Осколок снаряда насмерть сразил Корениху. «Вот, фашисты проклятые, угробили бабку», — после огневого налета вздохнули бойцы и похоронили убитую тут же, в одной из воронок.
С 50-х годов охотники, ягодники и грибники стали рассказывать о заброшенном хуторе страшные вещи.
Одни слышали в разрушающемся доме чьи-то шаги и стоны, другие замечали в его окнах сутулую седую старуху. В Воложбе отыскался атеист-комсомолец Гриша Волобуев, решивший развеять все суеверные страхи, для чего он и отправился на хутор. Через пару дней на Воложбинском болоте наткнулись на волобуевскую кепку и кирзовый сапог — все, что осталось от атеиста. То, что Гриша угодил в трясину и утонул, ни у кого не вызывало сомнений. Однако причина, загнавшая его на болото, так и осталась невыясненной.
Со временем хутор и дорога к нему заросли лесом и травой. Местные туда не ходили, и отыскать дом старухи можно было лишь с проводником либо случайно, как это произошло с инженером.
Айземан уехал из Воложбы в Петербург, даже не вспомнив о брошенных на хуторе рюкзаке, патронташе и двустволке. По прибытии в город он обратился за разъяснениями к Андрону Фридману. Мнение знатока было следующим:
— В северных областях России по старинному колдовскому обряду колдуну или ведьме нужно было найти себе преемника, чтобы перед смертью передать ему все секреты своих запретных знаний, обычно в виде рукописного свода. В противном случае их черные души не могли найти успокоения и были обречены на вечные муки. Внезапная смерть Коренихи нарушила этот обряд и стала причиной появлений призрака ведьмы.
Кроме того, Андрон Фридман выдвинул версию о том, что на хуторе, скорее всего, находится редчайший рукописный свод о колдовстве. Русский вариант жуткого «Некрономикона», известный с XIII века. В ближайшее время исследователь намерен отправиться на его поиски. Хотя подобное предприятие будет невероятно опасным. Ведь ведьма колдовскую книгу просто так не отдаст…

Виктор Степаков, С.-Петербург